Дефекты труб: причины и разновидности

Дефект трубопроводов представляет собой изъян, который не соответствует установленным нормам. Каждый из них может быть вызван определенными причинами.

Виды дефектов и причины

Дефекты труб бывают следующих видов:

  • металлургические;
  • технологические;
  • строительные.

Появление дефектов на трубах может быть обусловлено технологическим процессом прокатки металла, беспрерывного литья стали на металлургических комбинатах. Бывают случаи, когда дефекты образуются из-за расслоения металла. Еще одна причина, из-за которой на трубах являются дефекты, заключается в отсутствии проверки качества сырья, поступающего на производство.

При изготовлении трубопроводных конструкций металл подвергается нагрузкам, что приводит к его работе за пределом текучести. Это влечет за собой появление наклепа, надрывов и прочих дефектов, обнаружение которых по внешним признакам невозможно.

Воздействия механического происхождения, возникающие при транспортировке и погрузке, становятся причиной появления на трубах вмятин и царапин. Если для очистки трубопровода используются скребки-резцы, могут возникнуть подрезы, что в будущем влечет за собой коррозийные трещины.

Кроме дефектов металлургического, строительного и технологического происхождения различают:

  • Дефект сварного шва. Представляет собой отклонения от установленных норм, которые отрицательно сказываются на прочностных характеристиках сварных стыков, и способны привести к нарушению целостности трубы. Если нарушена форма и размеры шва, это может говорить о дефектах в виде наплывов, подрезов, прожогов, непроваров. К образованию наплывов относится большая сила сварочного тока, длинная дуга, несоответствующее размещение электрода, большой угол его наклона.
  • Подрезы – впадины, появляющиеся в металле вдоль края шва. Их образованию сопутствует высокая мощность сварочной горелки.
  • Прожоги - проплавление металла с пробоинами сквозного типа. Образуются из-за нескошенной части торца кромки, превышенной силы тока. В основном подобные дефекты дают о себе знать, если производится сварка тонкостенных труб, на момент выполнения первого прохода многослойного шва, при длительной сварке.